Конкуренция может быть как внутри отдела, между подразделениями отдела продаж, так и между сотрудниками, внутри этих подразделений.
1. Для того, чтобы организовать в отделе продаж здоровую
конкуренцию, нужно всех менеджеров поделить на группы, например, первая группа - менеджеры, которые отвечают за поиск и обработку лидов; вторая группа - менеджеры, отвечающие за первичную сделку с клиентом, и третья группа - менеджеры, осуществляющие повторные продажи + текущее сопровождение клиента. Как при трехуровневой структуре отдела продаж. Статью о уровнях и структуре отдела продаж вы можете прочитать в нашем Блоге:
Уровни и структура отдела продаж.
Итак, каждое подразделение отдела продаж выполняет свои функции, и в подразделении существует взаимозаменяемость на время отсутствия (отпуска, больничного или увольнения) одного из сотрудников. Менеджер, который знает, что в случае чего, на него найдется замена, будет дорожить своим местом и будет простимулирован работать лучше и постоянно развиваться.
2. Система подчинения. Сотрудники должны четко знать место своей должности в организационной структуре компании, должны знать кому они подчиняются. О том, что такое оргструктура компании и какие задачи она еще решает читайте:
Построение организационной структуры компании.
Есть сотрудники, которые в конкурентной борьбе могут выйти за “рамки". Так вот здесь свою функцию в полной мере должен выполнить грамотный руководитель. Руководитель должен четко контролировать работу всех сотрудников в целом и каждого в отдельности.
3. Исключите пробелы в работе в виде каких-либо недопониманий, сложностей, неправильного взаимодействия между подразделениями компании. Они сильно снижают эффективность работы сотрудника. Рабочий процесс каждого сотрудника отдела продаж должен быть комфортным, четким и понятными самому сотруднику и его руководителю.
4. Продумайте и внедрите систему мотивации, она необходима каждому сотруднику. Она может зависеть от индивидуальных планов или от планов подразделения и отдела.
Правильно мотивированные сотрудники не гонятся за личными результатами, им важны достижения команды. Менеджеры не только закрывают и перевыполняют план, но и подтягивают коллег.
О том, какая бывает мотивация и о ее формах читайте у нас в Блоге:
Мотивация менеджера отдела продаж.
5. Проводите конкурсы и соревнования в отделе. Они могут быть:
- общекомандными в отделе,
- общекомандными в подразделении,
- индивидуальными.
Примеры целей, которые нужно достичь: перевыполнение планов, самое быстрое закрытие сделки, самое большое количество обработанных заявок или заключенных договоров за определенное время и т.п.
Призы также могут быть различными, тут все зависит от фантазии и возможностей:
- премии;
- ценные подарки (бытовая техника, посещение ресторана, спа и т.д.);
- дополнительные выходные;
- сокращение рабочего дня.
Эти призы должны быть действительно ценными! Иначе не будет хватать мотивации для достижения поставленных целей! Более подробно об этом:
Система мотивации отдела продаж. Конкурсы и игры.