Почему система обучения необходима?Правильное обучение - это фундамент успешной работы отдела продаж. Это формирование единой методологии работы, что позволяет команде работать слаженно и достигать общих целей.
Вот вам несколько минусов отсутствия системы обучения новых сотрудников отдела продаж:1. Неэффективная адаптация: Новый сотрудник может столкнуться с трудностями в быстром освоении особенностей продуктов или услуг компании. Это замедлит его включение в рабочий процесс и снизить его производительность.
2. Неопределенность в задачах: Без четкого понимания своих обязанностей и роли в команде новый сотрудник будет испытывать затруднения в выполнении задач. Это приведет к конфликтам и неопределенности в распределении ответственности.
3. Потеря потенциальных клиентов: Новый сотрудник может неправильно использовать рабочие инструменты или не знать всех особенностей продуктов. Это приведет к потере времени и потенциальных клиентов.
4. Несоответствие ожиданиям клиентов: Недостаточно подготовленный сотрудник может не удовлетворить потребности клиентов, что приведет к потере клиента и снижению лояльности.
5. Снижение мотивации и удовлетворенности: Новые сотрудники могут чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия необходимой подготовки. Это может сказаться на их мотивации и удовлетворенности работой.
6. Увеличение нагрузки на руководителя: Владелец или руководитель отдела продаж будет вынужден тратить больше времени на индивидуальное обучение новых сотрудников. Это может отвлекать его от других стратегических задач.
7. Уменьшение эффективности отдела продаж: Если сотрудники не обучены правильно, это приведет к недостаточной производительности всего отдела продаж. Результатом станет снижение выручки и не выполнение поставленных планов.
Что должно быть включено в обучение или основные блоки обучения.Необходимо создать такую систему обучения, которая будет включать все аспекты работы отдела продаж:
- блок обучения рассказывающий о компании представляет собой важную часть обучения нового сотрудника. Здесь новичок знакомится с самой компанией, узнает о ее истории, ее целях и стратегии;
- блок обучения о продукте включает в себя подробную продуктовую матрицу, где описаны как основные, так и дополнительные продукты компании. Менеджеры узнают, какие преимущества имеет каждый продукт, как они дополняют друг друга и каким образом они могут решать потребности клиентов;
- блок о должности рассказывает о ключевых компетенциях и обязанностях должности. Этот блок помогает менеджерам четко понимать свою роль в команде и добиваться хороших результатов;
- блок обучения о клиентах создается для того, чтобы каждый менеджер точно знал, как взаимодействовать с клиентами. Новичок узнает о портрете целевого клиента, о системе квалификации клиента и т.д.;
- блок про продажи является фундаментальной частью обучения. В этом блоке менеджер погружается в важнейшие аспекты: анализирует потребности и цели клиентов, исследует точки касания с клиентами, изучает эффективные коммуникационные сценарии, получает навыки эффективной отработки возражений клиентов и т.д.;
- если в компании внедрена CRM-система, то в обучение обязательно должен быть включен блок о работе с ней: ключевые правила работы в системе, о работе менеджера с календарем и задачами, о движении сделки по воронке продаж и прочее.
- сформированное обучение для сотрудников отдела продаж также должно содержать внутренние документы: от шаблона ежедневного отчета до библиотеки отдела продаж.
Создание системы обучения потребует от вас колоссальных вложений сил и времени, но - это вложение в успех вашего отдела продаж и бизнеса. Хорошо подготовленная команда способна эффективно работать с клиентами, предлагая им наиболее релевантные и ценные решения. В результате, компания получает довольных клиентов и устойчивую выручку.